Мы объединяем тех, кому нужна сильная Россия
РСПП
Информационно-публицистический портал

Партнеры Помощь храму О нас
Архив статей Анонсы Форум РСПП Главная
Skip to content

ВОСПИТАТЕЛЬ НЕ ЧИНОВНИК, А ЕСЛИ ОН ЧИНОВНИК, ТО ОН НЕ ВОСПИТАТЕЛЬ. К. Д. Ушинский.

Смысл мысли К. Д. Ушинского понятен – он имел ввиду два противоположных, взаимоисключающих понятия – но для нашего времени требует пояснений.

Чиновник – для Ушинского – человек, отправляющий свою должность формально, пусть честно и грамотно, но без души. В наше время чиновник – это во многом синоним коррупции и вымогательства, мздоимополучатель, использующий возможности своей должности для извлечения прибыли. Эта черта в сознании человека полностью исключает саму возможность использования его в качестве воспитателя. Ибо с такой совестью допускать его до воспитания детей абсолютно противопоказано.

Приоритет извлечения выгоды в сознании преподавателя немыслим и абсолютно несовместим с целями и задачами этого призвания. Именно призвания, поскольку воспитывать детей и молодежь возможно лишь при наличии к ним врожденной любви и внутренней потребности в этом деле.

Именно правильное понимание опасности привнести в сознание формирующейся личности целостное мировосприятие и незыблемые нравственные ориентиры – есть правильная задача воспитателя, преподавателя. Взять эту судьбоносную задачу на себя могут лишь родители, семья. Задача воспитателя – передавая ученику свои знания и опыт, воспитывать творческое и критическое отношение к миру, свободное от принятых на веру догм и аксиом.

Задача школьного образования – воспитать критическое отношение к действительности, способность самостоятельно анализировать события и факты, но при этом дать понятие о методике научно познания мира.

Наука перестает быть таковою, если отрицает саму возможность опровержения своих же законов и аксиом – тогда она превращается в религию, а  учитель, проповедующий ее догматы  – в пророка. Объем современных эмпирических данных огромен и превышает все имеющиеся общие теоретические оболочки, способные включить в себя целиком этот объем. Современный подход к науке таков: любое утверждение истинно, если внутри себя не содержит явных противоречий. Это очень плохо, поскольку обрушает саму идею абсолютизации самой возможности научного познания мира. Но пока это единственная парадигма в методологии науки. Здесь мы говорим исключительно о светском воспитании и образовании, когда школа отделена от церкви и религии. Вопросы нравственного выбора, веры, религии – всегда свободный выбор самого человека, даже когда он растет в религиозной семье.

Интересен взгляд современного педагога на это высказывание – Сидорова Сергея Владимировича, кандидата педагогических наук, доцента, Почётного работника общего образования РФ: «…Образно говоря, чиновник – это человек-документ. Деятельность чиновника, так или иначе, связана с разработкой нормативов, с их внедрением, контролем и анализом их исполнения. Если у педагога значительную часть рабочего времени занимает работа с документами, то он превращается в чиновника. Воспитатель должен работать с детьми, посвящать своё основное время им, а не всевозможным планам и отчётам, которых с каждым годом становится всё больше. Сегодня в оценивании труда педагога главную роль играет документация, а не живое общение с детьми. Чтобы аттестоваться, повысить свою формальную оценку профессиональной квалификации, для учителя главное – правильно оформить и вовремя сдать документы, собрать необходимые подписи и печати; при этом зачастую не играет роли то, как он владеет методикой, как умеет организовать учебно-познавательную и воспитывающую деятельность детей».

Работая в школе, замечу, что абсолютное большинство педагогов недовольны ростом документации, отчетности и все новых систем контроля, которые нужны «чтобы было за что оштрафовать» и мешают учить и воспитывать.



® Все права защищены.

SK-D

 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Богослов.ру